Rss Feed Tweeter button Facebook button Myspace button Linkedin button

ИКЕА — Легенда об одном очень экономном бизнесмене, создавшем культ (+видео)

Ингвар Кампрад, отец-основатель ИКЕА

Ингвар Кампрад, отец-основатель ИКЕА

Пожалуй, сложно найти человека в Европе, а теперь уже и на просторах бывшего Союза, который бы не знал что такое ИКЕА. 

“Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей … Для нас это не просто слова. Это наша миссия, выполняя которую, мы постоянно работаем над снижением цен”, — говорится в новом каталоге компании: “Чтобы сократить затраты на производство, мы придумываем более экономичные способы изготовления товара. Чтобы не платить за перевозку воздуха, мы используем плоские упаковки. Чтобы не закладывать стоимость услуг в цену товаров, мы предлагаем Вам самостоятельно собирать и отвозить свои покупки.”  

ИКЕА насквозь пропитана принципами бережливости, простоты и удобства. Именно благодаря этой бережливой философии Ингвар Кампрад, отец-основатель ИКЕА смог построить многомиллиардный бизнес и создать 85-ти тысячную, удивительно  лояльную компании, команду, соблюдающую и свято хранящую “культуру ИКЕА”. 


С чего же все начиналось? 

А все начиналось с рыбы, брусники, спичек и авторучек. Кажется, что страсть к торговле передалась Ингвару с молоком матери. Будучи совсем маленьким, 5-ти летним мальчиком, Ингвар продавал рождественские открытки, позже, ловил и продавал рыбу, собирал бруснику. Уже в 11 лет, Ингвар зарабатывал продажей семян. А к 17-ти зарегистрировал свою компанию ИКЕА, начальным бизнесом которой была продажа авторучек из Франции, — настоящей новинки для шведского рынка!

Сегодня, историю самого популярного мебельного ритейлера изучают во многих университетах мира, а ведь его основатель Ингвар Кампрад не поступал ни в один из них! У Ингвара не было времени на академическое образование, ведь он создавал дело всей своей жизни 🙂

Идеи и концепции для этого дела Ингвар черпает из повседневной жизни. Именно из повседневной жизни возникла идея о продаже мебели. В 40-е годы в Швеции мебель была дорогим удовольствием, на ее приобретение среднестатистический швед мог откладывать деньги несколько лет. Также, ее смена, с учетом этой дороговизны,  казалась весьма сомнительным удовольствием (чем не Украина-современная? ;))

Идея Ингвара была проста и логична: сделать красивую, качественную мебель —  доступной. Так, ИКЕА занялась поиском производителей самых дешевых товаров. Кресло без подлокотников “Рут” и кофейный столик стали первыми товарами новой мебельной компании. «Чем продать 60 стульев по высокой цене, лучше снизить цену и продать 600 стульев», — считает Кампрад.

В 1951 году из ритейлера ИКЕА превращается еще и в производителя. Кампрад выкупает старый завод и разворачивает на нем свое первое производство. Окончательно и бесповоротно ИКЕА берет курс на покупателя со средним достатком.

Преодоление трудностей. 

Набирая обороты и привлекая все больше покупателей, ИКЕА не могла не стать “поперек горла” старожилам этого бизнеса. Так, в конце 50-х, ИКЕА объявляют бойкот, спланированный и организованный Шведской ассоциацией производителей мебели. Поставщики ИКЕА не выдерживают сильного давления со стороны ассоциации и один за другим отказываются от сотрудничества с компанией. Но Ингвар, будучи человеком изобретательным, отнюдь не сдается, а рассматривает эту трудность, как возможность! И правда, зачем производить мебель в Швеции, если есть множество стран, где это можно сделать на порядок дешевле? Так, производство переезжает в Польшу, а со временем, разрастается и в других странах.

Оборачивать трудности в возможности, становится не просто традицией для компании, но и одним из основных постулатов ее культуры.

Так, например, в 1969 году открытие нового магазина ИКЕА чуть было не стало глобальным фиаско. В день его торжественного открытия у магазина собралось более 30 тысяч желающих приобрести новую недорогую мебель. Магазин, попросту, не справлялся с таким наплывом. Даже будучи достаточно большим по размерам, он не вмещал необходимое количество товара. Так, в процессе преодоления очередной трудности, было принято беспрецедентное решение пустить покупателей на склад и родилась концепция “магазин-склад”. Теперь, покупатель самостоятельно забирает свой товар не покидая торговых залов.

Скромный миллиардер. 

Будучи миллиардером, Ингвар живет очень скромно — носит недорогую одежду; ездит на машине, которой уже более 20 лет; путешествуя, останавливается в отелях уровня  не выше 3х звезд. Многие, считают его откровенным скрягой. Но Ингвар убежден, что только живя жизнью своего покупателя, можно по-настоящему знать все его потребности. 

И это, как говорится в рекламном каталоге, не просто слова. Принципы скромности и бережливости наряду с заботой о своей команде и постоянным прислушиванием к “голосу” своего потребителя — основа культуры ИКЕА, которой обязан придерживаться каждый сотрудник компании. 

«Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня работают, если буду проводить время в роскоши и комфорте?», — говорит Ингвар.

Но глобальный, занесенный в принципы компании, отказ от роскоши, в случае с ИКЕА, отнюдь не лишает покупателя радости пользования красивыми, стильными, дизайнерскими продуктами.

Ежегодно в ИКЕА рождаются около 2000 дизайнерских идей, которые, прежде чем попасть на полки к покупателям, тестируются на протяжении следующих 2-х лет. 

Не менее интересен и процесс ценообразования: прежде чем передать идею в разработку, группа специалистов определяет цену будущего продукта, ориентируясь, прежде всего, на возможности своего потребителя. Задача же дизайнерской команды и производства, не просто изготовить качественный товар, а вписаться в рамки установленного для продукта бюджета. 

Надпись на плакате: «Мы открыты для всех семей»


Пожизненная ИКЕА-мания.   

Нехитрые правила Ингвара помогли ему создать по-настоящему лояльную и, как ее называют, “пожизненную” команду.  

Элен Льюис в своей книге “Великая ИКЕА. Бренд для всех” рассказывает: 

«Каждый, с кем я беседовала, утверждал, что работа в «Икеа» сродни культу. Они все словно муниты, только поклоняются сосновым доскам и диванам под названием «Экторп». Сотрудники «Икеа» (так называют себя все работники) не отрицают этого, но говорят, что эта секта приятная и доброжелательная; как в отдельном культе, у них есть свой собственный язык, свой собственный кодекс поведения и убеждений. В Швеции вещи и люди либо подходят под разряд «IKEA-massig», что можно примерно перевести как «подходящий к «Икеа»», либо нет. Во Франции говорят «c’est pas IKEA» или «c’est pas le concept»

Говорят, что одним из секретов такой сплоченности команды ИКЕА является найм “правильных людей”, — не обязательно самых умных и образованных, а тех, кто соответствует “культуре ИКЕА”. 

И не подумайте, что эта самая “культура” — нечто эфимерное. Ее принципы не только четко определены и описаны, но и имеют свою предысторию.   

Так называемый «Завет торговца мебелью» был написан Ингваром в 1976 году. Завет формулирует ценности и убеждения компании ради сохранения ее культуры. Всего этих “заповедей” девять и вот они: 

  1. Преодоление трудностей. Сотрудники ИКЕА всегда ищут всему объяснения. Стремясь к совершенству, они ставят под сомнение любые факты.
  2. Передача опыта. Сотрудники ИКЕА подают собственный пример. Они учат других, задавая вопросы, которые наводят на правильные решения.
  3. Осознание расходов. Сотрудники ИКЕА постоянно держат в уме, что даже небольшие расходы могут в итоге привести к серьезным последствиям и отразиться на ценах ИКЕА.
  4. Энтузиазм. Сотрудники ИКЕА всегда с воодушевлением делают свою работу. Они обожают товары для обустройства дома, которые предлагают своим покупателям.
  5. Скромность. Сотрудники ИКЕА постоянно учатся у своих коллег, покупателей, поставщиков и конкурентов. В этом заключается их отношение к другим людям и их идеям.
  6. Невозможное возможно. Сотрудники ИКЕА открыты для самых смелых идей и всегда знают, когда пришло время испытывать что-то новое.
  7. Ответственность. Должности для ИКЕА не имеют значения. Сотрудники ИКЕА знают, когда можно поставить задачу перед другими, но когда нужно что-либо сделать самим, они действуют.
  8. Простота.  Простота — в поведении, ценообразовании и способе ведения дел. Сотрудники ИКЕА стремятся находить самое простое и разумное решение любой задачи.
  9. Мы — команда. Сотрудники ИКЕА объединяются, чтобы выполнять свои обязанности и чтобы обеспечить покупателям максимально приятное впечатление от ИКЕА.

Легенды ИКЕА.

Говорят, что в ИКЕА постоянно придумывают истории и легенды. Об Ингваре, о руководстве компании, о сотрудниках, о клиентах, о победах. 

Одна из легенд рассказывает о том, как Ингвар Кампрад и Андерс Дальвинг (президент ИКЕА с 1999 года) в автогонках соревновались. Легенда утверждает, что оба владеют автомобилями, которым минимум 20 лет, — один «ладой», а другой «шкодой». Машины якобы решили померяться силами и провести гонки, но ни одна не набрала головокружительной скорости 60 миль в час.

Шутливые и поучительные, вымышленные и настоящие, эти истории всегда направляют мысли слушателя в одно русло: “Как здорово жить просто, экономно и счастливо, так, как пропагандирует ИКЕА”. 

И даже реклама ИКЕА больше напоминает философские зарисовки, поддерживающие и мотивирующие к стремлению лучшей, более счастливой жизни

Посудите сами:

Этот рекламный ролик стал продуктом небывалого эксперимента. Для его реализации в прошлом году, в один из магазинов ИКЕА в Уэмбли (Wembley, Great Britain) были свезены 100 домашних кошек. Кошки, “под прицелом” нескольких видео-камер счастливо “прожили” в магазине 1 ночь, облюбовывая уютные диваны и по-своему, по-кошачьи, оценивая силу дизайнерской мысли команды ИКЕА 🙂

«Эта компания существует, потому что мы не побоялись рисковать, и вы навлечете на себя мой гнев, если не будете поступать так же», — обращается Ингвар к своей команде в одной из книг.

В ИКЕА действительно не боятся идти на риск. Воплощая самые смелые идеи и реализуя невероятные эксперименты, ИКЕА творит историю.

Предлагаем Вашу вниманию также документальный фильм об ИКЕА. Фильм на украинском языке.

Вместо эпилога.

Тем временем, Ваша покорная слуга таки решилась на прохождение теста на соответствие культуре ИКЕА. И каковы, Вы думаете, получила результаты?

Тест на соответсвие культуре ИКЕА на сайте компании (русский язык)

Поздравляем! Кажется, Вы подходите нам, как ключик к замочку. ИКЕА обладает уникальной культурой с неповторимыми чертами и особенностями, отличающими нас от большинства других компаний. Мы с нетерпением ждем, когда Вы начнете свой путь как сотрудник ИКЕА. Приготовьтесь с головой окунуться в нашу историю, наше дело и — самое главное — нашу культуру. Вы спросите, почему? Потому что таких больше нет, а человеку с Вашими взглядами это должно очень понравиться.

Ах, как жаль, что планы ИКЕА по выходу на украинский рынок отложены “до востребования”!

В здравом уме и трезвой памяти, абсолютно непредвзято …
… допивая крепкий чай из чашки ИКЕА
… сидя на стуле ИКЕА
… за столом ИКЕА 🙂

Искренне Ваша,
Яна Деменко
Инту Эффект
Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!

Обучение бережливому управлению: тренинг, сертификация, сопровождение проектов

VN:F [1.9.10_1130]
Rating: 5.0/5 (8 votes cast)
VN:F [1.9.10_1130]
Rating: +9 (from 9 votes)
ИКЕА - Легенда об одном очень экономном бизнесмене, создавшем культ (+видео), 5.0 out of 5 based on 8 ratings

Похожие материалы...