Rss Feed Tweeter button Facebook button Myspace button Linkedin button

О чем умалчивают консультанты или Как провалить проект по внедрению бережливого управления

Рецепт «провала» проекта по бережливому управлению только на первый взгляд кажется делом нехитрым. Мы привыкли думать, что «кухня — не требует высокой квалификации», но на самом деле, лучшие «повара» — люди многозадачные и что самое главное, часто крайне дорогие.

Ниже предлагаю Вам несколько верных «профессиональных» рецептов для провала проекта. Для гарантии результата применяйте два и более метода ;) 

Рецепт №1. “Узбеки по цене японцев”

У рестораторов в России и Украине в последние годы появился определенный трюк — с распространением моды на японскую кухню, они нанимают недорогой персонал из Центральной Азии. И неважно, что узбеки никак не похожи на японцев, благодарный посетитель искренне верит в то, что это настоящее японское заведение и голосует своими деньгами.

В консалтинге мы пользуемся теми же трюками. Мы не нанимаем узбеков, но мы “продаем” дорогих европейских консультантов, качество работы которых очень часто крайне сомнительно. И дело не в том, что мы хотим кого-нибудь обмануть, просто заказчик продолжает свято верить, что “импортное — лучше”.

Мы не разрушаем эту веру … мы ею пользуемся.

Для примера, приведу разницу: стоимость работы 1 дня одного качественного консультанта из таких стран может покрыть стоимость работы такого количества российских и украинских консультантов (во внимание берем специалистов равноценного уровня):

  • Стоимость 1 консультанта из Нидерландов = 3-4 качественных консультанта из СНГ
  • из Великобритании = 2-3 консультанта
  • из Швеции = 5 консультантов
  • из Польши = 2 консультанта

Но поскольку заказчик крайне редко верит в наличие “пророка в своем отечестве”, нам приходится нанимать европейских/американских специалистов, к ним приставлять парочку местных для переводов и различных вспомогательных работ. Думать — не входит в задачи исполнителя таких работ. Именно поэтому, образ современного отечественного консультанта сегодня — это вчерашний студент с хорошим знанием языка.

Рецепт №2. Позовите специалистов «ИМБУРДа»

С этой прекрасной аббревиатурой меня когда-то познакомил наш немецкий коллега. ИМБУРДа — это ИМмитация БУРной Деятельности. ИМБУРДе специально обучают, по сути такой “курс” проходит любой начинающий консультант. Суть ИМБУРДы — продемонстрировать заказчику, что консультант отрабатывает свой гонорар.

ИМБУРДа — это набор правил поведения и создания внешнего вида. Благодаря ИМБУРДе у себя в цехах вы найдете “пингвинов” в деловых костюмах и с касками на голове.

Да, можете смеяться, но мы консультанты верим, что заставляя своих сотрудников передвигаться в галстуке по производственному участку мы создаем “благоприятный имидж” и выглядим как профессионалы :)

Рецепт №3. Адаптируйте ЭТО к ментальности! Срочно!

«Это работает в Японии, для нашей ментальности это ну никак не подойдет», — один из самых распространенных видов сопротивления, который мы, консультанты, очень активно взяли на вооружение. Чем сильнее эта установка у Вашего руководства, тем дороже мы Вам продадим “модуль по адаптации программы по бережливому производству к Вашему менталитету”.

В глобальном плане, этот модуль ничто иное, как очередной мыльный пузырь. Сопротивление изменениям — вещь общечеловеческая.

Можно долго спорить на эту тему, но по большому счету, реакция на изменения у японцев ничем не отличается от реакции на изменения у русских. И японцы и русские, проходя через изменения, сталкиваются со стадиями так называемого “цикла горя”: отрицание — гнев — торг — депрессия — принятие. Задача менеджера по изменениям, помочь сотрудникам побыстрее добраться до точки “принятия”, без остановок и зацикливания на предыдущих стадиях.
Так что прикажете здесь “адаптировать к ментальности”?

… И тем не менее:

Рецепт №4. Забудьте о культуре! Главное — стратегия!

Питер Дракер однажды сказал: «Культура ест стратегию на завтрак». Одна интересная особенность, которую мы заметили — сотрудники одной и той же компании в разных странах ведут себя абсолютно одинаково! С одной стороны, что может быть общего у немца, русского и грузина? По факту, если эти немец, русский и грузин работают в одной компании — Вы их узнаете.

В этом смысле, меняя порядок вещей в компании, начинайте не со стратегии, а с культуры; не с цифр и графиков, а с людей. Именно люди, как носители культуры компании, способны как поднять ее на новый уровень, так и загубить самое прекрасное начинание.

Рецепт №5. На должность руководителя проекта наймите профессионального … менеджера по изменениям.

Поверьте нашему опыту, сильнее всего не приемлют изменения те, кто с ними работает каждый день. Как бы парадоксально это не звучало. В этом смысле, нанимая руководителя своего лин-проекта, меньше уделяйте внимание опыту, а больше личностным качествам.

Вам подойдет упрямая целеустремленная личность со способностью критичной оценки и отличными навыками коммуникации.

Как правило, такая личность не уживается долго в стабильных системах, Вы не найдете ее сидящей на одном месте вот уже 20 лет. Найдите человека, который по-настоящему разделяет ЦЕННОСТИ бережливого производства. По большому счету, Вам нужна личность с душой предпринимателя.

Рецепт №6. Купите какой-нибудь дорогой сертификат, а лучше ERP-систему, а уж потом начинайте реализацию проекта.

Страсть наших клиентов к разного рода сертификатам и ERP-системам — это уже даже не смешно. Представьте себе картину: тучный мужчина 45 лет с отдышкой и «комком из нервов» в форме живота, для которого спорт — это «с друзьями за пивом возле телевизора смотреть футбол», вдруг решает похудеть. Весной навеяло. Бывает. И вот наш герой очень серьезен в своем намерении, поэтому завтра он покупает абонемент на год в дорогой спорт-клуб, подписку на журнал «Здоровое питание», а также новые кроссовки и модную спортивную форму знаменитой марки. Это в лучшем случае. На практике же размеры бедствия еще глобальнее, потому что на балконе у героя еще материализуется вело-тренажер, а под кроватью в упаковке укладывается боксерская груша и пара перчаток.

Знакома картина? С оптимизационными проектами происходит все тоже самое, только порядок затрат в разы выше, а результаты еще печальнее ибо вело-тренажер можно втихую от жены и друзей продать, а с ERP-системой такой фокус не удастся.

Хочу заметить, что персонально ничего против ERP-систем я не имею. Наоборот, считаю их великолепным изобретением!

Беда лишь в порядке использования этих инструментов.

Мы вначале принимаем душ, а потом одеваем дорогой новый костюм. Именно в таком порядке, но никак не наоборот.

Рецепт №7. Используйте чужие рецепты.

Технология Бережливого управления и 6 сигм, по моему глубокому убеждению, очень гибка как технология. Будучи подверженной влиянию различных моделей и методик, в ней стерлись четкие границы. Lean — это конструктор Лего, где составляющие части конструктора — это набор принципов. Итак, у вас есть набор частей “от производителя”, к нему прилагается небольшая инструкция. А вот что вы построите из этого конструктора — это исключительно ваша фантазия и упорство.

Именно поэтому в каждой новой компании мы изобретаем «новую технологию».

Глупо в этом смысле было бы копировать чью-то сложившуюся модель.

Яна Деменко на Лин Саммите Юга России - 2014

Яна Деменко на Лин Саммите Юга России — 2014

Данный текст был подготовлен и озвучен для Лин Саммита Юга России в Геленджике, 28 марта 2014 года.

Автор материала — наша коллега, Яна Деменко.
Данный текст отражает личную точку зрения автора и может не совпадать с мнением других членов команды Инту Эффект 

Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!

Обучение бережливому управлению: тренинг, сертификация, сопровождение проектов

VN:F [1.9.10_1130]
Rating: 5.0/5 (5 votes cast)
VN:F [1.9.10_1130]
Rating: +5 (from 5 votes)
О чем умалчивают консультанты или Как провалить проект по внедрению бережливого управления, 5.0 out of 5 based on 5 ratings


  • Tweet

Похожие материалы...

  • Наталия Федорова

    Яна, спасибо! Как с языка сняли!

    VA:F [1.9.10_1130]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.10_1130]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Yana Demenko

      И вам спасибо, Наталия! Рада, что вам отозвалось

      VA:F [1.9.10_1130]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.10_1130]
      Rating: 0 (from 0 votes)