Rss Feed Tweeter button Facebook button Myspace button Linkedin button

Бережливо выехать из кризиса: история Harley-Davidson

Продолжаем Вас знакомить с материалами в рамках анти-кризисной программы. Сегодняшняя наша история о мировом лидере и легенде производства мотоциклов, компании Harley-Davidson.

Harley-Davidson сегодня является королем дороги, но в далеком 1985 году уважаемая фирма была на грани банкротства. Масса факторов в совокупности, как то ошибки управления, японская конкуренция и потребительский спад, собирались оставить американского производителя мотоциклов на задворках истории. Компания была спасена в самый последний момент с помощью инвестора и хорошо выполненной версии бережливого производства. 

История Harley Davidson

Harley-Davidson была основана в 1903 году и стала лидером в производстве мотоциклов после Первой мировой войны. В 1953 году их единственный отечественный конкурент покинул рынок и Harley завладел американским рынком вплоть до 1960 года, когда английские, немецкие и итальянские производители составили их единственную конкуренцию.

В 1965 семьи-основатели продают часть компании AMF. Новые со-владельцы AMF привносят в компанию стабильность и капитал, но также добавляют и управленческих ошибок. AMF строит новый сборочный завод для Harley-Davidson в Йорке, штат Пенсильвания, и вкладывает значительные средства в систему управления производством MRP.

Эти инвестиции добавляют по $1000 к стоимости каждого мотоцикла. Чтобы оправдать эти действия AMF оказывает сильное давление на Harley склоняя их к увеличению производства. Как результат, страдает качество и образуется хронический дефицит запчастей. Целых 30 процентов транспортных средств сходят с конвейера незавершенными! Чтобы завершить производство, компания тратит много дополнительной рабочей силы на поиск и поставку деталей. В такой ситуации, дилерам часто приходиться не только завершать сборку, но и брать на себя ремонт.

Японские конкуренты быстро воспользовались ситуацией. Посудите сами, в 1969 доля рынка супертяжелых машин Harley составляла 80%, 10 лет спустя эта цифра снизилась до 20%! Рецессия в 1981 году снижает продажи по всей стране и еще больше сокращает долю рынка Harley.

AMF высказывает желание покинуть предприятие. Менеджмент Harley-Davidson находят решение, берут займ у Citibank, выкупают долю AMF и берут компанию под свой полный контроль в июне 1981 года. Но, проблемы это не решает, ибо японские производители готовят американскому рынку «сюрприз».

Сюрприз выразился в сильном демпинге: японцы загрузили свои стоки и продолжали снижать цены. В ответ на это, Harley выиграл антидемпинговое решение от Комиссии по международной торговле (ITC). Тарифы на японские мотоциклы увеличились до 49,4% в течение пяти лет. Японцы явно не теряются и принимают решение производить больше мотоциклов в США.

В 1984 году Ситибанк пугается возможной новой рецессии и повышает тарифы. Они делают финансирование более трудным для Harley, и становится очевидно, что они хотят покинуть предприятие. Вслед за Ситибанком отказываются от финансирования и другие банки. На очередной грани банкротства, частный инвестор выкупает финансирование Ситибанка на $18 млн убытков.

Бережливое производство (lean manufacturing) в Harley-Davidson

Что-то нужно было делать, а главное это «что-то» должно было быть быстро и дешево.

Harley адаптирует под себя производственную стратегию Lean, опирающуюся на вовлеченность работников, применяет принцип для поставок «Точно вовремя» (Just-In-Time, в Harley для принципа «Точно вовремя» дают свое определение — так называемый MAN (Materials As Needed), поставка материалов по мере необходимости) и внедряют статистическое управление процессами. План был хорошо продуман, хорошо выполнен и успешен.

На производственном объекте в Йорке, мотоциклы традиционно производились крупными партиями; программа MAN стабилизировала графики и обусловила поставщиков доставлять чаще. Ранее Harley сохранял четырех недельный запас, стоимость которого составляла $25 млн в год. Теперь же они не сохраняют никаких страховых запасов. В случае возникновения проблемы, производство останавливается до тех пор, пока проблема не будет решена, а ошибки не будут удалены из процесса.

Результаты бережливого производства для Harley-Davidson

К 1986 году Harley-Davidson на рынке супер-тяжелых машин в США уже занимал 33,3%, опередив Honda впервые с 1980 года. В 1987 году, за год до того, как тарифы на японские мотоциклы должны быть аннулированы, Harley заявляют, что им больше не нужны специальные тарифы, чтобы конкурировать. В апреле 1998 года Harley показывают рекордные продажи и прибыли, а также их рост 32 квартала подряд. Сегодня, Harley-Davidson продолжают держать марку лидерства и ни один уважающий себя байкер не представляет себя на японском мотоцикле 😉

Напоследок, хотим показать Вам фильм из серии «Мегазаводы» про завод Harley-Davidson (фильм на русском языке).

 

Статья подготовлена по материалам Quarterman Lee, P.E. Strategos, Inc.

Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!

Обучение бережливому управлению: тренинг, сертификация, сопровождение проектов

VN:F [1.9.10_1130]
Rating: 5.0/5 (3 votes cast)
VN:F [1.9.10_1130]
Rating: +3 (from 3 votes)
Бережливо выехать из кризиса: история Harley-Davidson, 5.0 out of 5 based on 3 ratings

Похожие материалы...