Rss Feed Tweeter button Facebook button Myspace button Linkedin button

«Совершенствования — не всегда эстетичны, но делают работу удобнее», — Арсен Мамбетов о своем опыте в использовании человеческого таланта на производстве

Данный материал подготовлен в рамках дистанционной программы обучения «Бережливое управление и 6 сигм — Желтый пояс»

Автор: Арсен Мамбетов,
начальник производства в Украине 
Промышленная группа «Экотон»

Как известно, в рамках бережливого управления выделяют семь основных видов потерь. Но в рамках обучения по курсу «Желтый пояс» я узнал о восьмом виде — неиспользуемом таланте. С этого момента мне на давала покоя мысль о том, какие возможности есть у наших сотрудников для максимального проявления своих навыков.

За время работы в нашем коллективе я не раз становился свидетелем, как здорово работали идеи сотрудников. В большинстве случаев это были маленькие совершенствования, которые делали работу удобней. Не всегда они выглядели эстетично ;-). Но в производстве главное – эффективность!

Ekoton_1

Рис. 1. «Газовый ключ», применяемый сварщиком для подключения различных газовых баллонов и подготовки сварочного аппарата к работе

К сожалению, почти всегда такие улучшения оставались достоянием одного сотрудника, хотя могли помочь многим. Не говоря уже о каких-либо поощрениях. Безусловно рационализаторские предложения с высоким экономическим эффектом ценились руководством и вознаграждались достойными премиями, но в год таких были единицы.

Чтобы выяснить, почему рабочие редко делятся своими идеями, мы провели совещание с сотрудниками производственного подразделения. Так были выявлены основные проблемы:

  • длительный процесс правильного оформления рационализаторского предложения;
  • еще более длительный процесс рассмотрения такого предложения руководством;
  • необходимость ожидания награды до внедрения улучшения и получения эффекта;
  • по мнению самого сотрудника недостаточность положительного эффекта от улучшения для того, чтобы считать предложение рационализаторским.

Так появилась идея:

«Почему бы не начать борьбу с муда с потерь от неиспользуемого таланта? Ведь так мы не только получим выгоду от улучшений, но и вовлечем сотрудников на путь непрерывных улучшений!»

Моя команда начала работу над внедрением новой системы предложений по улучшениям. Около месяца мы собирали информацию о подобных проектах в России и Украине, ознакомились с практикой некоторых предприятий, сформировав в итоге инструкцию по внедрению системы кайдзен-предложений для нашей компании!

Так, для упрощения оформления предложений была разработана удобная форма (рис.2) и спроектированы специализированные стенды, содержащие всю необходимую информацию о внедряемой программе.

Рис.2 Форма подачи кайдзен-предложения

Рис.2 Форма подачи кайдзен-предложения

Помимо этого, был введен ряд условий по рассмотрению кайдзен-предложений, ключевым из которых является обязательное рассмотрение в течение 14-ти дней с присвоением статуса «Отклонено», «Принято» или «Перспективно». Статус «Отклонено» и «Перспективно» обязательно должен иметь обратную связь от заинтересованных лиц, почему предложение не применимо или перенесено на перспективу. Спорные и ресурсоёмкие предложения выносятся на еженедельные технические совещания.

Детально описан процесс назначения материальных и нематериальных вознаграждений, основой которого является получение небольшого вознаграждения за принятое кайдзен-предложение, не зависимо от того, будет ли оно внедрено, и когда это произойдет. Также подразумевается вознаграждение для самых активных сотрудников года и за содействие внедрению улучшений.

Основные пункты программы изображены на информационном стенде, которые будут находиться в офисе, в столовой и производственных цехах (проект на рис.3).

Рис. 3 - Стенд-Кайдзен

Рис. 3 — Стенд-Кайдзен

На сегодняшний день система кайдзен-предложений работает в течение полного месяца, пока не готовы стенды и не все процедуры отлажены. Но уже сейчас это помогает бороться с другими видами потерь.

На данный момент наиболее часто сотрудниками выявляются потери от излишних процессов.

Предлагаются небольшие улучшения в отдельных деталях, а также в технологии изготовления, позволяющие уменьшить число производственных операций или их трудоёмкость.

Рис. 4 - Кайдзен-предложения наших сотрудников

Рис. 4 — Кайдзен-предложения наших сотрудников

В целом, такой отклик у сотрудников на новую систему предложений был ожидаем. И сейчас наша главная задача – обеспечить непрерывность этого процесса. Так, работая над изменениями в «узких местах» производственного цикла, в процессах контроля качества, а также над оптимизацией перемещений заготовок и деталей, мы проводим информирование сотрудников по этим проектам, делимся своими идеями и мотивируем их излагать свои идеи в системе кайдзен-предложений. Результаты впечатляющие! К примеру, при работе над увеличением «проходимости» фрезерного станка ЧПУ (ключевое узкое место), два предложения от наших сотрудников обеспечили сокращение вспомогательных операций на 10%!

От себя могу добавить, что увеличение эффективности и экономический эффект от улучшений – это лишь малая часть того, что мы получили от внедрения системы.

Увидеть радость в лице сотрудника, который видит, как его идеи воплощаются в жизнь и помогают его коллегам – бесценно! ;-) После этого чувствуешь, что на этом он не остановится. Дух КАЙДЗЕН, зародившийся в Японии, развивается и в украинцах!

Автор: Арсен Мамбетов,
начальник производства в Украине
Промышленная группа «Экотон»

Права на текст и фото принадлежат автору.  

Краткая справка о компании:
ЭКОТОН — ведущий производитель оборудования для очистки сточных вод, а также механического обезвоживания осадка. Компания производит более 35 различных видов оборудования собственной разработки. Предприятие сертифицировано на соответствие международным стандартам ISO, а также является владельцем более 25 патентов на производимую продукцию Оборудование ЭКОТОН успешно работает более, чем на 1000 объектов в 15 странах мира.

Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!

Обучение бережливому управлению: тренинг, сертификация, сопровождение проектов

VN:F [1.9.10_1130]
Rating: 5.0/5 (5 votes cast)
VN:F [1.9.10_1130]
Rating: +4 (from 4 votes)
"Совершенствования - не всегда эстетичны, но делают работу удобнее", - Арсен Мамбетов о своем опыте в использовании человеческого таланта на производстве, 5.0 out of 5 based on 5 ratings

Похожие материалы...

  • Мария

    Главное- непрерывность процесса совершенствования и вовлеченность большинства сотрудников в этот процесс. Вот как раз со вторым пунктом возникает большинство проблем.
    А использование «ранее нераскрытых талантов» из-под палки- дело неблагодарное…

    VA:F [1.9.10_1130]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.10_1130]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • In2effect

      Спасибо за комментарий, Мария!
      Здесь под «не используемым талантом» мы понимаем нечто гораздо шире. Отсутствие вовлеченности сотрудников и есть не используемый талант. Под этим видом потерь, пожалуй стоит понимать любые потери связанные с людьми. Трудности перевода с японского :)

      VA:F [1.9.10_1130]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.10_1130]
      Rating: 0 (from 0 votes)