Данный материал подготовлен в рамках дистанционной программы обучения «Бережливое управление и 6 сигм — Желтый пояс».
Автор: Анна Григораш
Тренер Академии бизнеса Ernst and Young (EY)
***
«Если результат нельзя измерить, то его нельзя и улучшить», — подчеркивал Питер Друкер.
Однажды к нам поступил заказ на разработку системы КПЭ* производственного предприятия с условным названием «Альфа». «Альфа» производит продукцию для нескольких зарубежных клиентов. Ее задача – своевременно, в полном объеме и с неоходимым уровнем качества выполнять заказы клиентов, при этом «Альфа» стремится сократить затраты. В производственной системе внедрены канбан и другие инструменты Lean Six Sigma.
Безусловно, «Альфа» измеряет показатели эффективности, ключевыми среди которых являются ROI**, затраты на единицу продукции в различном разрезе от производственных до полных, текучесть кадров, затраты на обеспечение качества. Для управления производством ведется мониторинг различных операционных индикаторов.
Проблема заключается в том, что связи между показателями верхнего и нижнего уровней не сформированы. Это усложняет распределение ответственности за их выполнение и последующее премирование персонала. Так, например, КПЭ своевременной доставки (процент принятой клиентом продукции, доставленной согласно срокам заказа) закреплен за отделом логистики.
Справедливо звучит уточнение руководителя отдела логистики: «Как я могу своевременно доставить то, что несвоевременно или некачественно произведено?» Слышится ответ начальника производства: «А вы хотите, чтобы за доставку отвечали мы?»
Для формирования связей между показателями верхнего и нижнего уровней мы воспользовались техникой формирования дерева показателей:
1. Выбираем ключевой показатель эффективности. В «Альфе» таким показателем была стоимость отправленного часа***. Ставим этот показатель во главе дерева.
2. Выявляем факторы, которые на него влияют, устанавливаем причинно-следственные связи между показателями и факторами, как показано на рисунке 1.
3. Факторы в свою очередь зависят от других переменных и так далее.
4. Определяем показатели эффективности факторов.
Дерево показателей не только дает возможность увязать показатели и факторы между собой. Следующим шагом является декомпозиция показателей до уровня, при котором за мониторингом каждого индикатора можно будет объективно закрепить ответственных сотрудников и сформировать план действий по улучшению этого показателя (рис. 2).
При работе со схемой 2 важно расставить приоритеты и выбрать для подробной проработки наиболее значимые ветви. Одной из приоритетных ветвей в «Альфе» была своевременная доставка.
В нашем кейсе имела место классическая ситуация: «К пуговицам претензии есть? – К пуговицам претензий нет». Если каждый отдел отвечает только за свои показатели (например, производство – за производственные, логистика – за доставку), то кто же тогда ответит за итоговые показатели компании?
Из множества вариантов распределения ответственности мы выбрали следующий: премиальная часть оплаты труда будет включать х% за выполнение показателей, подконтрольных отделу или сотруднику и (100 – х)% — за выполнение итоговых показателей. В ветке КПЭ своевременной доставки ответственность за этот показатель была разделена между отделами логистики и производства таким образом, чтобы каждый из отделов отвечал за свои индивидуальные показатели и за общий, при этом было определено процентное соотношение премиальной части заплаты за выполнение показателей обоих уровней.
Следующим нашим шагом была разработка контрольных точек процессов таким образом, чтобы мониторить необходимые индикаторы и иметь возможность заблаговременно влиять на процесс выполнения его итоговых целей. Воспользовавшись схемами процессов, мы выделили на них точки сбора и мониторинга информации в формате «Данные – Уровень – Действия – Ответственный» (см. пример на рисунке 3).
Мы стремимся повысить не только уровень контролируемости процесса, но и его результативность и эффективность. Для этого выявляем ключевые проблемы процесса и анализируем их с помощью диаграммы Ишикавы (рыбьего скелета). Во главе рыбы ставим проблему, перечисляем ее причины (мелкие кости) и группируем их в кластеры (более крупные кости). По сути диаграмма Ишикавы подобна дереву показателей.
Для расстановки приоритетов применяем правило Парето (20% причин генерирует 80% последствий) и определяем, с какими из 20% причин необходимо работать в первую очередь, чтобы устранить 80% проблем в итоговом результате. Так в нашем кейсе с компанией «Альфа» одним из приоритетных направлений был выбран анализ причин несвоевременной доставки (рис. 4). Приоритетным кластером для дальнейшей проработки был определен блок причин «Бракованная продукция» как группа факторов, оказывающих наибольшее влияние на проблему.
Далее любая из костей может стать самостоятельной диаграммой Ишикавы. Т.е. следующая диаграмма Ишикавы могла бы быть посвящена разбору причин брака продукции.
Подведем итоги проделанной работы.
1. Ключевые показатели эффективности верхнего уровня и всех последующих уровней связаны между собой с помощью дерева показателей.
2. Показатели декомпозированы до уровня, на котором можно определить ответственных и предложить меры по улучшению необходимых показателей.
3. В процессах внедрены контрольные точки, мониторинг данных по которым позволяет получить информацию о ходе процесса и заранее предпринять необходимые меры по влиянию на итоговые показатели его эффективности.
4. Наиболее значимые проблемы процессов проанализированы с помощью диаграммы Ишикавы.
5. Предложено изменение системы мотивации с учетом показателей, подконтрольных сотрудникам, и итоговых КПЭ.
Пилотный запуск поможет выявить ранее неучтенные факторы. А началом всему были КПЭ.
Список сокращений:
* КПЭ – ключевые показатели эффективности.
** ROI – Return on Investment – рентабельность инвестиций (как отношение прибыли к активам).
*** Стоимость отправленного часа – отношение расходов за период к числу часов, затраченных на производство продукции за этот же период, при условии, что продукция была принята клиентом.
**** Заказ получен вовремя и сформирован верно – согласно контрактных договоренностей с клиентами.
Автор: Анна Григораш
Тренер Академии бизнеса Ernst and Young (EY)
Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!