Rss Feed Tweeter button Facebook button Myspace button Linkedin button

О подводных камнях на пути проводника концепции бережливого производства

«Ключ Пути Тойота и то, что делает Тойоту особенной — это не отдельные элементы, а система, которая все эти элементы объединяет. Более того, эта система должна практиковаться ежедневно в очень последовательном порядке, а не разрозненно, по частям.» — Таити Оно.

Представьте ситуацию.

Вас пригласили в компанию проводником концепции бережливого производства.
Прежде всего, если вы не изучили досконально все тонкости и инструменты ТРS, не прочитали и не перепробовали множества приемов. Если вы еще не научились мыслить «по бережливому», в лучшем случае будете описывать бизнес-процессы, выдавая их за процедуры бережливого производства. НО, это же не ваш случай. Вы ведь давно и глубоко изучаете предмет …

На собеседовании собственники и сам президент компании заявляют о решении приступить к внедрению бережливого производства. Вы конечно же объясняете им, что чуда, тем более быстрого, не будет. Будет долгий упорный путь маленькими шажками, преодолевая упорное сопротивление начиная с президента этой же компании и заканчивая водителем вашего служебного авто.

С чего вы начинаете? С самого первого и, казалось бы, простого шага. Да, начинать нужно с . И этот шаг будет одним из самых трудных. Вы начинаете проводить занятия с работниками компании, рассказывать им о достижениях и возможностях бережливого производства, если быть точным, то занятий как таковых и не будет, будут прочитанные лекции.

Бережливое производство изучается практикой.

Поэтому лучше всего: рассказал — сделали — проверил — указал на недостатки — исправили — двигаемся дальше.

В самом начале вам просто немного поубирают на столах в офисе и проходы в цехах. Большего не ждите. Тут-то и проявится готовность компании. Осваивая , вы увидите где пассивное сопротивление, где открытое противостояние. Но нужно пройти в полном объеме! Иначе дальше вы вообще забуксуете.

И вот наконец-то! Рабочие места у вас — как в ДАО Тойота, инструмент, оснастка расположены и обозначены на своих местах — красотище! Как вы думаете, что с этой «красотищей» будет, если вы отлучитесь на месяц? Правильно! От нее и следа не останется, разве что на фото. Вот фото «было — стало» каждого рабочего места — обязательно сохраните. Теперь вы подошли к написанию вашего первого бережливого документа — Стандартизации. Необходимо описать все достигнутое, сфотографировать и вывесить на видном месте в компании и в цехах. Теперь вы будете проводить ежедневные обходы, проверяя содержание рабочих мест. Берите с собой начальников цехов, бригадиров, можно неформальных лидеров. По результатам обходов обязательно составляйте акт.

Помните правило 45 дней.

45 дней вы должны ежедневно добиваться установленного порядка на рабочих местах. Нельзя пропускать ни дня. Если через 5-10 дней проверок вы пропустили один день, начинайте считать сначала. Когда закончите, порядок войдет в привычку работников и проверять можно будет реже. После этого вам понадобится прием бережливого производства — «красная карточка». На все нарушения, лишние предметы и т.п. выписывайте красную карточку.

Красная карточка — это форма отрывного документа, где указывается вид нарушения, ответственный, срок устранения. Карточку отдаете ответственному или его начальнику, у вас же остается корешок с информацией. Не забудьте о создании процедуры о красных карточках: где применяется и какова процедура.

Не забыть о системе.

Если заниматься непосредственно только производственным процессом, никакой системы не получится. Поток создания ценности состоит из множества участников: менеджеров различных рангов, технологов, конструкторов и т.д. Каждый из перечисленных — шестеренка единого конвейера. Скорость прохождения заказа/проекта/изделия/партии у менеджера/технолога/конструктора/оператора/кладовщика и оператора 1С должна быть одинаковой. Иначе где-то будет перепроизводство, а где-то будут простои. И то, и другое приводит к потерям. Поэтому, хотите вы или нет, прийдется настроить всю систему.

Для начала, прийдется выполнить непростую работу — составить карту потока создания ценности. От первого запроса клиента до отгрузки продукции. Не буду на этом этапе описывать, как она составляется, все это можно прочитать в литературе.

На нарисованной вручную карте вы увидите, что цикл производства на разных операциях (как у менеджеров и т.д., так и у операторов) разный. Еще увидите, что действий не придающих стоимости продукту может достигать до 90% рабочего времени.

При создании карты текущего состояния потока не увлекайтесь мелкими подробностями. Опишите только ключевые точки: действия, задающие скорость потоку и самые медленные операции (бутылочные горлышки). Не пытайтесь опуститься до рисования блок-схем бизнес-процесса с упорством тупого программиста. Начните с того, что сможете проконтролировать, изменив правила. Не создавайте правил, проконтролировать которые вы не сможете.

Нарисовали? Отлично! Собирайте сотрудников и обсудите, где вы сможете избавиться от потерь уже сейчас, напоминаю, их у вас до 90% рабочего времени.

И сразу приступайте к двум вещам – составлению будущего состояния потока и к процедуре, описывающей этот (будущий поток). Просто перепишите последовательность действий каждого участника потока, время исполнения и объем. Не растекайтесь «мыслию по древу». Утвердите сей документ на самом высоком уровне, ознакамливайте исполнителей и начинайте работать. Ваша забота – отслеживание своевременности действий каждого.

В процессе работы будет немало вопросов и замечаний, касающихся как самой процедуры, так и действий участников. Это очень важный период. Ни одного замечания, просьбы не пропустите. После того, как проработаете по процедуре какое-то время, имеет смысл вносить в нее изменения, конечно же после подробного обсуждения в команде. Не забывайте правильно оформлять такие изменения и учитывать.

В процессе работы с процедурой обязательно выявятся запущенные проблемы в компании: неформализованные процессы, отсутствие утвержденного документооборота и много другого.

Ни в коем случае не утяжеляйте такими процессами процедуры бережливого производства.

Вышеуказанные вещи необходимо регулировать другими документами – приказами, должностными обязанностями, положениями и прочим.

«Бережливые процедуры» регулируют и развивают действия по созданию ценности и всячески минимизируют любые действия – не создающие ценность.
Когда вы представите свою процедуру на утверждение высшему руководителю, он/она, увидев этот стройный структурированный документ, вспомнит обо всех своих хронических «геморроях» и может постараться прилепить эти геморрои к вашей процедуре. Соглашаться на такое конечно же нельзя. Я лично столкнулся с ситуацией, когда собственник собственноручно переписал мою процедуру, изменив до неузнаваемости. И выбросив все «бережливые» инструменты.

То есть, ситуация примерно следующая.

Пациент пошел к врачу.
Почему? Потому,что пациента беспокоит какая-то болезнь, которая не дает вам полноценно выполнять свои функции.
Врач:
1.Назначает/проводит обследование.
2.Назначает лечение.
3.Выписывает рецепты на лекарства.
Пациент:
1.Приходит домой.
2.Полностью переписывает все рецепты,выбросив из них лекарства, выписанные врачом.
3.Снова идет к врачу: «Не помогло!».
Врач:
Покажите что вы принимали. Обнаруживает подделку/переделку рецептов. «Почему?»- спрашивает.
Пациент:
Мне ваши лекарства не понравились: по цвету, по вкусу, и коробочка некрасивая.
Врач:
Тогда что вы от меня хотите? У вашей болезни метастазы, ее нужно лечить!
Пациент:
Берите один метастаз и занимайтесь им, только не так, как вас учили, а так, как я вам напишу.
Врач:

Как собственно должен поступить врач? Уточню, врач – это вы.

Автор статьи: Виктор Лисковский,
специально для журнала lean6sigma.org.ua

Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!

Обучение бережливому управлению: тренинг, сертификация, сопровождение проектов

Фото заставки: Pop & Zebra на Unsplash

 

VN:F [1.9.10_1130]
Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
VN:F [1.9.10_1130]
Rating: +2 (from 2 votes)
О подводных камнях на пути проводника концепции бережливого производства, 5.0 out of 5 based on 1 rating

Похожие материалы...