Ранее мы знакомили Вас с примером применения диаграммы спагетти на производстве. Сегодня, мы хотели бы детальнее рассказать об инструменте и познакомить Вас с основными правилами его использования.
Что такое “диаграмма спагетти”?
Диаграмма спагетти — это инструмент, который позволяет визуализировать физическое передвижение и расстояния, задействованные в бизнес-процессе. Проанализировав карту этих передвижений можно легко определить потенциал для ускорения и упрощения бизнес-процесса.
Свое название “диаграмма спагетти” получила благодаря сходству готовой визуализированной формы с тарелкой спагетти.
Где применяют диаграмму спагетти?
Спагетти — универсальное блюдо, а диаграмма спагетти — универсальный инструмент. Она нашла широкое применение на производстве, в банковской сфере, в розничной торговле.
Что необходимо для построения диаграммы спагетти?
- Чистый план-график помещения, в котором происходит бизнес-процесс (может быть нарисован от руки)
- Ручка либо цветные карандаши
- Таймер
Как составить диаграмму спагетти?
Изобразите на чистом плане-графике каждое передвижение:
- продукта по потоку создания ценности
- клиента, в момент получения услуги в Вашем офисе/отделении/магазине
- сотрудника, в момент предоставления услуги в Вашем офисе/отделении/магазине
Выбор объекта для наблюдения зависит от исследуемого Вами процесса и целей Вашего исследования.
В ходе визуализации процесса не забывайте фиксировать:
- время, затрачиваемое на изготовление фиксируемого продукта
- время, затраченное клиентом при получении услуги
- время, затраченное сотрудником при предоставлении услуги
Для четкости Вашего восприятия, давайте рассмотрим пример построения диаграммы спагетти.
Объектом нашего исследования станет отделение банка Х. Его план-график представлен ниже.

Субъектом же нашего исследования будет клиент банка Х, который заходит в отделение для получения услуги.
На протяжении определенного отрезка времени мы фиксируем передвижения каждого клиента зашедшего в отделение и изображаем его на графике. При этом, мы фиксируем время, которое каждый клиент затратил на получение услуги (с момента захода в отделение и до момента его выхода).
Результаты наших наблюдений изображены на рисунке:
Один из выводов, который мы сделаем благодаря диаграмме будет звучать следующим образом:
Порядок регистрации в электронной очереди в большинстве случаев неясен нашему клиенту, что значительно увеличивает время его обслуживания и дополнительно расходует время операциониста №3, который находится ближе всего к системе регистрации и вынужден объяснять порядок регистрации каждому 3-му клиенту.
Этот вывод позволит перепланировать место расположения мебели, а также оптимизировать процесс обслуживания: сделать его более четким, понятным и быстрым.
Смотрите также: Пример использования диаграммы спагетти на производстве.
Что важно помнить при использовании данного инструмента?
- Как говорят наши европейские коллеги: “It has to be cooked not dry” (спагетти должны быть приготовленными, а не сырыми). Когда Вы изображаете диаграмму, забудьте про прямые линии и линейку — Ваши клиенты не ходят по-прямой. Изображайте передвижение буквально, от руки
- Заостряйте свое внимание на времени, которое используется, а не на конкретном замере пройденной дистанции.
Понравился материал? Подпишитесь на обновления по e-mail!